ВЫГОРЕВШИЕ ДОТЛА ОТЛИЧНИКИ И ДЕПРЕССИВНЫЕ МЕДАЛИСТЫ

Родители часто беспокоятся об отбившихся от рук троечниках, нанимают репетиторов, пытаясь выровнять шаткое положение. А стоит ли волноваться, если дневник чада усыпан пятерками, ведь время от времени в СМИ появляются сообщения о «сошедших с катушек» отличниках? В какой момент жизнь отличника может стать настолько невыносима, что единственным решением окажется «прекратить эти мучения любым способом»?

Образование как цель и смысл жизни

Буквально в предыдущем поколении это было аксиомой. Если у тебя есть мозги, ты будешь хорошо учиться и поступишь в вуз, окончишь его и получишь гарантированную, высокооплачиваемую работу. Мало того, ученая степень кандидата наук давала право на дополнительную жилплощадь, дополнительную пенсию, дополнительный отпуск. То есть никому даже объяснять не надо было, почему и зачем надо хорошо учиться.

А какие были альтернативы? В ПТУ, напильником махать? В армию, дачи генералам строить? У девочек была перспектива замужества хотя бы. Так что старались все, кто мог. Кто не мог и трезво оценивал свои возможности, уходил после восьмого класса в техникум и получал рабочую специальность.

Жили-были две девочки — закадычные подружки, не разлей вода, расставались только на ночь, везде и всюду вместе со второго класса. Одна была из профессорской семьи, не просто все с высшим образованием, а профессура МГУ в пятом поколении. Училась левой ногой на одни пятерки, не прилагая ни малейших усилий, позволяла себе и двойки за несделанное домашнее задание, потом исправляла с запасом… Вторая — из потомственных военных, многодетная семья, строгое воспитание, физические наказания за тройки, про двойки никто и не заикался. Ей учеба давалась трудом, трудом и еще раз трудом. Но девочки дружили, им было абсолютно все равно, кто из какой семьи.

Взрослым было заметно, насколько разнится их уровень, видно было, что одна — лидер и тащит за собой, а вторая все время «прицепчиком». Но главное ведь результат? А в результате отличницами были обе, так что все были довольны. И так все было прекрасно до восьмого класса. А потом Лена, которой учеба давалась с трудом, категорически отказалась уходить после восьмого класса в педучилище, хотя ей советовали все, кто мог, учителя, родители, друзья. Но она не мыслила себе жизни отдельно от подруги, девочки уже давным-давно договорились поступать на одну специальность и так и идти по жизни вместе.

В старших классах стало очевидно, что Ленка программу еле тянет, особенно по точным предметам. Машка-то еле справлялась, но ей помогали отец и старшие братья-физики, а Лена стала засиживаться за полночь. К тому же у веселой и слегка хулиганистой Маши появились ухажеры, она каждого знакомила с Леной, пыталась организовать квадрат «двое на двое», но что-то буксовало. Закончилось все сокрушительным провалом Лены на вступительных экзаменах. Обязательное для всех вузов сочинение Машка написала на 5/5, лихо, за час. Лена отсидела отведенные шесть часов и получила пару. Это было ударом неимоверной силы. Девочки настолько верили в свою мечту «учиться и работать вместе», что «плана Б» просто не придумали. В последнюю секунду, с привлечением дедушки-генерала, Ленку за шкирку втащили в отходящий вагон педучилища. Но это был не ее поезд. После первого курса она забрала документы и ушла в никуда. Спустя 25 лет о ней нет никакой информации, по слухам работает то ли уборщицей, то ли сиделкой. Профессии никакой так и не получила.

К чему «сей фрак»? То есть какое отношение имеет та давняя история к проблеме нынешних выгоревших дотла отличников, ушедших в депрессию медалистов, залегших на диван победителей всероссийских олимпиад? Самое прямое. Большая часть историй, с которыми я сталкиваюсь в своем кабинете, выглядит примерно так.

Завоевать мир

Родители — москвичи в первом поколении, что называется «понаехавшие» из провинции в столичные вузы. Они хорошо помнят, как упирались всеми конечностями, как пахали день и ночь, до того, что кровь носом шла. Они пережили уже несколько кризисов и дефолтов, вырвались наверх и продолжают впахивать что есть силы. Высшее образование — единственно доступный им социальный лифт, они self-made man/woman, за их спиной не было никаких влиятельных родственников. Свой бизнес они строили с нуля, буквально с лотка в Лужниках, с одного ларька с сигаретами.

Дети для них — основная ценность, смысл и одновременно цель жизни, на них, как на последнего туза, поставлено все. «Мой ребенок будет жить как принц». Поэтому — дизайнерски обставленная детская, элитные детские сады с носителями трех языков, самая крутая школа в городе, каникулы в Британии и Шотландии, развивающие занятия с года. Зачастую жена/мать оставляет работу и всю себя посвящает образованию детей. Я лично знаю мам, которые день-деньской развозят деточек по дополнительным занятиям: школа, музыка, теннис/карате/выездка, иностранный язык. «У нас в неделю восемь дополнительных занятий. Восемь!» — с непередаваемой гордостью в голосе.

Особенно тяжко приходится тем детям, у которых обнаружили «способности». Их начинают рвать на части как учителя, так и родители. В период «гона» бедолаги ездят на олимпиады каждую неделю.

Ко мне на прием они попадают, когда начинает сбоить организм. Непонятные тики, экзема, которая не поддается никакому лечению, вырванные брови и ресницы, приступы рвоты… Все эти симптомы можно перевести одним словом: «Достали!» Им не разрешают просто гулять, они не балдеют в наушниках, валяясь на ковре, не читают дурацкие комиксы. Они учатся-учатся-учатся, одиннадцать лет без передышки, потому что на каникулы у них тоже есть задание. Если посчитать нагрузку, получится, что десяти-пятнадцатилетний человек работает больше взрослого: с восьми утра до десяти вечера. Практически без отдыха.

Выгоревшие дотла отличники и депрессивные медалисты

Ради чего все это чудовищное напряжение? Не поверите: ради поступления в престижный вуз. Когда мне это говорят, я просто подпрыгиваю в кресле. Зачем, скажите на милость, зачем вам это поступление в Вышку или в МГИМО? Как изменится ваша жизнь, если ребенок будет там учиться? На этом этапе родители начинают как-то путаться в показаниях. Вроде бы престижный вуз является ценностью сам по себе. Поступил — и все жизненные задачи выполнил. Или нет? Или это только ступенька к «высокооплачиваемой работе»? Или дверь за границу? Как показывает практика, сам по себе сильный вуз ничего не определяет. Это абсолютно не гарантия будущей безоблачной жизни. Дети, которые не умеют в жизни ничего, кроме как решать математические задачи или писать олимпиады по иностранному языку, оказываются совершенно беспомощными перед лицом реальности. И еще они устали.

Истощение

Мы должны подготовить детей к самостоятельной жизни, это аксиома родительства, базовый постулат выживания млекопитающих как биологического вида. Это муравьи вылупляются полностью подготовленными к работе, а мы имеем очень долгое детство именно для того, чтобы научиться жить в этом мире, во всей его полноте. Но навыки, необходимые для сегодняшнего дня, весьма многообразны. Не просто «добывать пищу», а «добывать пищу приемлемым в обществе способом», что включает в себя умение коммуницировать с другими людьми, строить взаимоотношения, правильно определять своих и чужих, знать, с кем можно дружить, а кого стоит обходить по противоположной стороне Земли. Не просто «найти работу», а «найти такую работу, на которой мои способности будут востребованы и оплачены самым лучшим образом, где я буду развиваться, куда я буду стремиться, потому что это совпадает с моими склонностями».

И вот тут у отличников огромный затык. Мало кто из родителей победителей способен спокойно и продолжительно наблюдать за ребенком, чтобы выяснить его истинные склонности и стремления. Обычно это решается в экстремально раннем возрасте вообще без оглядки на самого ребенка: одна ось — «технарь/гуманитарий», и вторая — «быстро схватывает/чугунная задница». Все. Выбор небольшой: сильная языковая гимназия (гуманитарий — МГИМО или МГУ, филфак/юридический) или физмат-лицей (технарь — Вышка, Плешка, МГУ). Экономисты идут отдельным списком.

Чего ребенок не знает и не умеет от слова «совсем», так это понимать то, какой он сам. Нормальные вопросы подростка «Кто я? Какой я? Что я люблю? Чем хочу заниматься в жизни? Зачем я здесь?» ему просто некому и некогда задать. Их необходимо осмыслить, обсудить — со сверстниками, с взрослыми, со стариками, посмотреть много раз кино на эту тему. (Знаете, сколько раз мы посмотрели все серии «Звездных войн»? Лучше вам не знать. До дыр на лазерном диске. До состояния «я угадаю эту мелодию с паузы перед первой нотой». На мой взгляд, это лучшее в мире пособие по становлению души мальчика.) Провести много часов перед зеркалом, разглядывая свой нос и каждый прыщик на нем, чтобы убедиться, что уродливей носа еще не создавал Творец. Лежать много часов где угодно, с открытыми глазами, грезя и путешествуя. Висеть много часов на телефоне, обсуждая полную ерунду с близким другом, — со стороны это кажется бредом под наркотиками, но это сейчас важнее всего на свете. Ссориться с мамой из-за неправильного фасона юбки, на покупку которой потрачено много часов хождения по магазинам. Все это — с одной лишь целью: познакомиться с собой, уникальным, удивительным, таким странным, нигде и никогда не рождавшимся прежде.

А есть еще совсем простые вещи, например, готовить себе еду из сырых продуктов. Не разогревать в микроволновке то, что приготовила домработница, а взять сырой кусок мяса и сделать из него котлету. Слабо, а? Вот это квест и челлендж… Находить что угодно без помощи «Гугла». Вот просто выйти на улицу и спросить у прохожего: «Вы не подскажете, как пройти в поликлинику? А где остановка 649-го автобуса?» Улыбаться при этом и благодарить. Справиться с засором в канализации. А что? Очень даже актуальный навык. Как вызвать сантехника? Кто это вообще такой?

Но бедные наши отличники лишены этой реальной, доступной, овеществленной жизни. Лет с трех им загружают в память терабайты абстрактной информации, большая часть которой никогда не будет использована, игнорируя потребности тела и души.

Есть у меня один такой знакомый отличник. Дожил до зрелого возраста, 35 лет, и до сих пор не знает, что он любит делать, как он хочет отдыхать, чего хочет добиться в ближайшем будущем и отдаленной перспективе. Желаний собственных нет. Руководствуется принципом «Партия сказала “Надо!” — комсомол ответил “Есть!”». В глубокой депрессии лет с четырнадцати, насколько я могу судить. Время от времени срывается в какую-нибудь внезапную и тяжелую болезнь типа менингита, тогда получает законное право валяться и ничего не делать. Когда я спрашиваю его, а чего, собственно, ему самому хочется, чем порадовать-то, грустно усмехается и говорит, что предел мечтаний — одноместный номер без связи. Даже не обязательно на море.

Понимаете, как страшно? Он истощен до такой степени, что даже не может себе представить радость, не то чтобы ее себе организовать. Он пропустил тот этап жизни, когда ребенок открывает свои источники удовольствия и узнает о своих ресурсах. Учился потому что. Плешку, кстати, заканчивал в три захода, постоянно срывался в болезнь. Работает в крупном интернет-проекте, никак не связанном с полученным образованием.

Никакой организм не в состоянии быть в непрерывной работе. Как мышцам атлета нужно время на отдых и рост, так мозгу необходимо время для переработки информации, а психике — ресурсы для восстановления. Ресурсом может быть что угодно: общение с друзьями, прогулки на природе, рукоделие, «получение бессмысленных удовольствий», как написано в руководстве по профилактике морального выгорания психотерапевтов. Главное слово — «бессмысленных». Я, например, обнаружила, что если мне не давать хотя бы раз в две недели целый день побыть в одиночестве, то я заболею, причем именно тем, что сделает невозможным работу. Голос сядет, например. Или нога подвернется, сама, ага. При троих очень активных детях сама идея «побыть в одиночестве» выглядит утопично. Но я уже научилась проводить эти расходы по статье «техника безопасности».

Техника безопасности для отличников

1) Иметь в голове расписание фаз роста. Никаких развивалок-обучалок до школы, только танцы-рисование в объеме придворного кружка. Не более одного дополнительного факультатива в начальной школе (язык, или шахматы, или математика, остальное — спорт, рисование, валяние и прочее авиамоделирование). Читайте классику: драмкружок, кружок по фото, мягкая игрушка, футбол. Важно занимать руки. В средней школе можно добавить еще один предмет, но следить, чтобы оставалось что-то для души и для тела. И это не должны быть профессиональные спортивные секции или музыкальная школа. Что-то одно — или пение, или пляски, как говорит одна моя знакомая мама восьмерых детей. Занятия должны быть радостью и удовольствием, а не еще одним поводом напрячься.

2) Обязательно устраивать «разгрузочные дни»: полный отдых от интеллектуальных занятий, расслабление, наполнение себя тишиной. Это может быть поездка на машине в ближайший маленький город, посещение панда-парка, день в бассейне или на горке. Важно, чтобы вы даже не вспоминали об уроках, не брали с собой учебники, выспались до отвращения к подушке. И это должно происходить регулярно, двух недель летом — катастрофически недостаточно.

3) Загружать вашего умника тупой домашней работой по хозяйству. Удивительные вещи происходят с психикой, когда человек чистит два килограмма картошки, или перебирает крупу, или моет пол руками. Подведите какую-нибудь пафосную теоретическую базу, типа «мы отращиваем в себе дзен, когда тщательно отмываем кафель в ванной». Чистить ботинки на всю семью. Выбивать ковер на снегу (забытый навык, а ведь это гораздо полезней для всех, чем химчистка). Я прямо вижу, как морально растет мой ребенок в процессе мытья посуды. Посудомойка имеется, но на нее трудно медитировать. Вычистил кухню — плюс 500 к карме.

4) Самое главное — формировать навык внутренней речи, рефлексии и медитации уже в самом прямом смысле слова, без стеба. Приучать задавать себе вопрос: «А что я сейчас чувствую? Что со мной сейчас происходит? Чего мне хочется — не в плане вещей, а из области потребностей?» Итак, мало научить ребенка математике и английскому на высшем уровне. Мы должны научить его обращаться с собой и окружающим миром, делать это осознанно, хорошо понимать себя, заботиться о себе.

Звучит банально и выспренно? Ага, а вот задайте себе сейчас вопрос: «Что я сейчас чувствую?» Ну? Что получили?

То-то же. Этому в школе не учат.

Источник : http://www.matrony.ru/

Оцените статью
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x