Экологические размышления у дверей школы

 

image

03.10.2014 Кудрявцева Татьяна Петровна,

г.Санкт-Петербург

С некоторых пор я поняла, что в России русские люди говорят на двух разных языках. И одно и то же слово имеет для них различное значение. Так для одних «Земля» — это величайшая ценность – дом для всего живого. А для других – это то, во что имеет смысл вкладывать капитал. Для одних «лес» – это легкие планеты. А для других – это неплохой бизнес. Для одних «Любовь» – это удивительное, высокое состояние души. Для других – то, чем можно заниматься в свободное время. И где же учат этим языкам? Ну, конечно же, как в песенке: «Учат в школе, учат в школе, учат в школе…» Иду на семинар по экологическому образованию в одну из престижных школ Санкт-Петербурга. Вижу группу мальчишек на красивом газоне у входа в школу, и как они поочередно кидают ножичек в огромный старый тополь. На мой возглас: – Что же вы делаете, дерево же живое, ему больно — один из подростков воткнул нож в землю и, довольно ехидно, спросил: — Может быть, вы еще скажете, что и земля живая?

Да, пока еще ЖИВАЯ! А, впрочем, откуда им знать? Физика, химия – это формулы, математика – цифры, география – названия, история – даты. Даже прекрасные литературные произведения о нашей природе – это ведь не их опыт, не их переживания. Вот и думают они, что вода — это водопровод, хлеб – из магазина, и не могут отличить сосну от ели, тем более от кедра…. Почему это происходит?

Маленькая игра на уроках экологии, которую я провожу в теме «Экологический кризис – миф или реальность?» превратилась в некую возможность обобщения происходящих процессов. Детям предлагается ситуация: человечество исчерпало свои ресурсы, Земля уже не пригодна для жизни, люди переселяются на другую планету. С собой они могут взять 10 самых ценных и важных предметов, без которых им там не прожить и нужных для обустройства. И если лет пять назад в списке были родители, книги, домашние любимцы, друзья, семена, растения, то сейчас на первом месте мобильник, компьютер, телевизор. В перечне появляются автоматы, газовые пистолеты, ножи. Зачем? Объясняют – защита от аборигенов, добывание пищи. И совсем страшно мне стало, когда в списке стали мелькать: цианистый калий, удавка с мылом… «Зачем?» — с ужасом задаю я вопрос доброжелательной обычно одиннадцатикласснице? «А это может понадобиться, если там будет трудно …». Даже если это и шутка, то шутка, на мой взгляд, довольно тревожная…

Все большее количество ученых утверждает, что Планета земля – это единый живой организм, частью которого является и человечество. И когда в ноосфере планеты накапливается пороговый уровень негативной энергии, излучаемой людьми, то происходит ее разовый сброс в виде природной стихии: потопов, цунами, торнадо, землетрясений, извержений вулканов.

Откуда этот негатив? Многие понимают, что утерян главный стержень существования и стабильности общества – духовно – нравственный потенциал. Человек уже не в состоянии осознать последствия своих прожектов, покоряющих природу. Он потерял свою изначальную истинную связь с Мирозданием.

Для восприятия любой информации из окружающего пространства материального мира, у человека существуют различные органы: глаза, уши, язык, кожа, нос. Любой полученный сигнал от среды попадает в их систему? Но вначале сигнал (энергия, информация) проходит через некий высший орган «идентификации» или иначе осознания, где, прежде всего человек осознает, кем он является. Он может воспринимать себя духовной сущностью с определенными духовными задачами, или биологической формой, случайно появившейся в данном месте планеты Земля. Этот внутренний фильтр – сложное переплетение наследственности, семьи, воспитания, веры, традиций, законов общества. «Пейзаж русской земли определяется пейзажем русской души» — это высказывание Николая Бердяева показывает, какие и с чем у нас нелады. Сегодня становится понятным, что живя в иллюзии о величии человеческого ума и вторичности сознания по отношению к материи, мы пришли к тому, что имеем – усиленно пилим сук, на котором сидим, или еще точнее – рушим изнутри до основания свой дом, в котором живем.

Домом вроде бы призвана заниматься Экология. Она по определению — наука о доме! Но она давно существует лишь как придаток биологии, причем даже не третьестепенный.

А что же наш обычный дом, который состоит из фундамента, стенок, крыши, коммуникаций. Чтобы внутри дома было комфортно, его жителям необходимо знать, как это все устроено, понимать, как работают все структуры и осознавать необходимость соблюдения доброжелательных отношений с соседями. Дом будет стоять и служить долго, если никто не нарушает Законов его функционирования.

Осознают ли его жители, что приватизировав свои квартиры в многоэтажках, они не могут «застолбить» за собой участок Вселенной, откуда идет воздействие на планету? То есть, именно она, по сути, наш главный и единственный Дом. А здесь стены Дома и магнитное поле, и озонный слой, и температура, и уровень мирового океана, и т. д. Земные причины многих явлений и изменений установить очень сложно, ибо они — чаще всего космического масштаба, а выйти на этот уровень понимания людям сложно.

Это и привело к тому, что экологический беспредел по отношению к природе, к себе и себе подобным — привели человека на край пропасти. Можно ли остановить падение? Можно ли создать нечто устойчивое? Да! Только если люди срочно поймут, что для своего здоровья и безбедной жизни на Земле они обязаны не только брать, но и возвращать Вселенной положительную энергию, соблюдая Единый Закон Энергообмена: « Сколько взял – столько отдал». Мне вериться, что наука Экология – это наш Ключ к Будущему, но для этого она должна превратиться из Золушки в Королеву научного бала. Ее задача – дать человеку знания законов, которым подчиняется Мироздание, научить следованию им, вернуть в природу, воспитать в нем ответственность за ее Величество Жизнь, а для этого нужно новое содержание, новые технологии.

Перестройка консервативного человеческого мышления процесс очень сложный. «Думай глобально – действуй локально!» Это выражение сейчас довольно часто произносится на любых экологических мероприятиях. А вот как можно использовать этот призыв в реальной жизни?

Наш дом – это наша квартира, двор, школа, ближайший парк, пруд или река – то есть наш район в первую очередь. А насколько мы озабочены его судьбой? Число проблем в нашем доме возрастает, а ведь решать их нам – его жителям. Это возможно, если с детства у ребенка формируется не желание властвовать над природой, а разумное самоограничение, общественное служение, поведение, сообразное природе и т.д.

Важно сначала научиться бережно относится к тому, что рядом с нами — к своей речке, лесу, парку, двору, одноклассникам…, тогда мы, вероятно, будем беречь Жизнь и в глобальном масштабе. Для этого необходимы не столько теоретические знания, а больше необходимо ЧУВСТВОВАНИЕ Природы и оно, это чувство, может колебаться от простой осторожности поведения до осознания, что и я — часть природы.

В нашем мире техники и асфальта необходимо предоставить людям и, особенно детям, возможность общаться с природой и учиться у нее, ведь именно в контакте с природой человек естественно понимает, как она ФУНКЦИОНИРУЕТ. И именно только на природе реализуется данная человеку способность воспринимать мир целостно, задействовав одновременно все свои возможности. Обними в лесу ель, и ты навсегда запомнишь удивительный вкус смолы и запах хвои, колючесть ее иголочек, шершавость ствола, скрип качающихся веток, ее зеленую яркость, и то, как она укрывает от непогоды сотни маленьких существ, служит кому – то домом. Разве даст такое представление картинка из учебника или даже хорошо снятый фильм?

Мой урок экологии, как всегда не в помещении класса, а на реке или в парке, иногда в лесу. Вроде бы ничего особенного не происходит. Ребята на весельных лодках обходят свои «водные владения», изучают определенные участки реки Невы или Невской губы. Определяют глубину, скорость, температуру. Измеряют некоторые химические характеристики и исследуют живущих там гидробионтов. А потом «накрывают общий стол», пьют чай и обсуждают полученные результаты. Очень часто разговор переходит с экологических проблем маленькой речки на экологические глобальные и на вопросы философские о смысле жизни, о собственной миссии. Потом мы берем в руки лопаты, грабли и идем собирать на пляже наплавной мусор. Иногда урок продолжается до самой белой ночи. Это обычно бывает, когда занятия по экологии проводится в рамках летнего экологического лагеря или экспедиции и старшеклассники «живут» прямо на берегу объектов своего изучения и на все 24 часа погружены в биологию, географию, историю, литературу, математику, физкультуру и, даже в основы безопасной жизнедеятельности. А иногда задания бывают и не совсем обычными. Например, найти себе друга – это значит найти рядом с собой маленькое, необычное существо, отыскать его в определителе, описать историю его жизни, рассказать о нем и отпустить на прежнее место с благодарностью. Иногда на уроки приходят…нет, не представители РОНО, а сказочные герои, например, Лососик, Осень, или даже сама Нева. И тогда урок превращается в удивительный праздник.

Чему же учимся на этих уроках? Что происходит? Наверное, кто — то скажет очень коротко – это элементы дополнительного образования. Может быть. Кто — то не согласится, утверждая: «Нет, это скорее воспитание». Может быть и так. Как материальный результат – курсовые, олимпиадные творческие работы, статьи в СМИ, выступления перед экологическими структурами, выставки рисунков и фотографий, стихи и даже настоящие …книги! Как главный результат — это когда сами школьники назвали эти уроки — уроками «думания о жизни, о природе, о себе». Но, наверное, неважно как назвать такой предмет, главное, чтобы он мог быть в расписании любой школы.

Я стою у школьных дверей в раздумье. Нужна ли я там? Получается, что ценности у моих подопечных совсем не мои. И имею ли я право их переучивать, или раз я учитель, то должна говорить на языке большинства, то есть тех, вторых? Может быть действительно обреченной цивилизации не к лицу плакать над сломанным цветком и растоптанной бабочкой? И отсутствия сострадания и эмоций, интеллект и рационализм — это т, что нужно грядущему поколению «техно»?

Мои собственные дети, иногда наблюдая за моими попытками защитить природу, снисходительно улыбаются: «Мама, ну ты у нас прямо как динозавр с гитарой…» Но динозавры – то давно вымерли. И это надо принять. Принять как неизбежное.

И неожиданно вспомнился один выпускной вечер. Школьники придумали провести его как праздник вручения учителям премии Оскара. И вдруг со сцены прозвучало: в номинации «Самый добрый учитель года» победила Татьяна Петровна Кудрявцева, то есть, Я! Мне кажется, что я тогда взлетела за этой неожиданной и престижной для меня наградой. Не педагог русского языка, не учитель музыки, не классный руководитель, а преподаватель экологии оказался главным по доброте. Значит, что — то затронуло ребят в этом почти нигде не преподаваемом предмете.

Уверенно открываю дверь школы. И пусть сегодня у нас урок — не как чаще всего на природе, а в помещении класса, начну я его с молитвы…

Прости, Земля!

Что мы для создания себе материальных благ, увлеклись поисками, сокрытых в тебе сокровищ. Мы проникли в твои глубины и оставили в твоем теле незаживающие раны. Уничтожили твою красоту, опутав тебя километрами труб, дорог, полей и колючей проволоки.

Простите, Небеса!

Что мы изменили ваш таинственный цвет. Смешали синеву и прозрачность с ядовитыми цветами отравляющих газов. Чуждые воздуху вещества проникают всюду и поднимаются все выше и выше. Мы дышим уже не кислородом, а тяжелым смогом и от того, наверное, все реже и реже поднимаем голову и глаза к звездам.

Прости, Вода!

Что мы так бездумно исказили твою структуру, используя твою жизненную силу в своих бытовых целях, на поглощение наших повседневных отходов, заставляя день и ночь работать, дабы удовлетворить свои бесконечно растущие потребности. Позабыв, что сами Есмъ Вода, мы превратили тебя, Живую — в Мертвую.

Простит, Братья наши меньшие!

Что мы вынуждаем вас покидать вашу планету. Мы нарушили все глобальные Законы, провозгласив себя Царем Природы. Захватили все ваши жизненные пространства, лишили вас лесов, степей, рек, морей, то есть всех возможных экологических ниш, и не осознаем, что этим самым мы обрекаем себя на одиночество.

Прости, Любовь!

Что мы разделили тебя, ранжировали, классифицировали! Научились торговать тобой, сплели из тебя крепкие узы, используем тебя как рекламу. Мы разучились думать и чувствовать сердцем, превратились в биокомпьютеры, куда можно закачать любую информацию, но там нет Программы «Любовь».

Прости, Отец!

Что мы твои блудные Дети растратили так бездарно данное нам Тобой наследство. Мы не исполняем твои родительские заветы, не слушаем голос своей совести, постоянно и тихонечко напоминающий нам о Тебе. Лишь где — то в глубине души Мы знаем, что будем прощены, и что Ты с радостью встретишь нас у порога.

Мы уже почти нищие, мы уже готовы просить Тебя о милости.

И потому мы — Твои Сыновья и Дочери, беремся за руки, и начинаем искать дорогу Домой.

 

 

 Источник :  http://dvizhenietvorca.ru

 

Оцените статью
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x