Автор : Доцент Титова Н.С.
Часто у маленьких детей появляется чувство страха перед неизвестным и незнакомым. Дети боятся темноты, животных, уколов, транспорта, грозы и много другого. Как правило, страхи возникают в результате того, что у ребенка очень малый жизненный опыт и недостаточное представление обо всем, что его окружает.
Малыш не всегда знает как правильно отнестись к тем или иным предметам и явлениям, его нужно этому научить. Если ребенок когда-либо испугался чего-нибудь в темноте, то ему становится страшно входить в темную комнату, спать при погашенном свете. При встрече со «злой» собакой или возникновении эпизода испуга от лая или рычания собаки, у ребенка формируется чувство страха ко всем собакам, а не к конкретной, и даже страх перед другими животными.
Особенно прочными становятся страхи если родители или окружающие сосредотачивают на них внимание ребенка, иногда сами пугают животными. Реакция испуга самих родителей усиливает страх ребенка и закрепляет его. Ребенок должен видеть в родителях защиту, людей сильных духом, которые могут оградить малыша от всех сложностей и трудностей, а также вселить уверенность в себе и помочь избежать чувства страха. Имеющийся у ребенка навязчивый страх ни в коем случае не нужно пытаться преодолеть угрозами, криками по отношению к ребенку, наказаниями. Это только усугубит ситуацию, может привести к формированию неврозов, вплоть до навязчивых движений, заикания, а также к расстройству психики у ребенка.
Не лучший вариант и другая крайность, когда ребенка излишне ласкают, дабы ликвидировать его страхи, все прощают и все разрешают. В такой ситуации навязчивый страх, как любое нервное расстройство, прочно закрепляется.
Причиной формирования детских страхов могут быть запугивания со стороны взрослых. Пугают чертями, лешими, домовыми, милиционерами и даже врачами, которые делают болезненные уколы. Атмосфера в семье очень отражается на чувствах и поведении ребенка. Если между родителями ссоры, крики, прием алкоголя, которые видят дети, то они становятся пугливыми, нервными, плаксивыми.
Если взрослые обманывают ребенка, говорят заведомо неправду: «Не бойся, больно не будет», – и это перед лечением зубов или перед уколом, то у ребенка формируется недоверие к взрослому, а фактическая боль – усиливает страх. Значительно лучше сказать ребенку правду, настроить его на то, что «будет немного больно, но нужно потерпеть, т.к. важно быть здоровым». Хорошо обратить внимание на мужество, выдержку ребенка, подчеркнуть эти качества, правильно настроить малыша на манипуляцию, тот же укол. Дети иногда проявляют чудеса выдержки и терпения.
Как же бороться со страхами? Как приучить ребенка к отсутствию страха перед той же темнотой?
Нужно вместе с ребенком «исследовать» темную комнату – изучить расположение предметов, нахождение отдельных из них и т.д. А затем выйдя вместе, попросить ребенка принести из этой комнаты какую-то «забытую» Вами вещь: книгу, ручку или очки. Малыш с удовольствием это сделает без всякого страха, ведь мама рядом, а это успокаивает, да и место в комнате уже изучено и известно.
Для ребенка такая процедура – это элемент игры. Можно придумать какую-либо историю, но обязательно спокойную, без ужасов, чтобы ребенок не боялся что-либо найти и взять в темноте. Если ребенок боится засыпать один в темной комнате, то нужно постепенно приучить его к этому. Вначале он может вместе с мамой на одной кроватке, затем, постепенно мама как бы отодвигается в сторону, находится на расстоянии уже не досягаемом для ощущения, затем мама вообще выходит из комнаты, а ребенок остается, но с открытой дверью и т.д. Важно вселить в ребенка спокойствие, уверенность в положительных эмоциях. Устранение страхов может быть достигнуть постепенным приучением ребенка к пугающему его явлению путем связи его в сознании ребенка с приятным переживанием.
Имеющийся страх перед уколами может быть уменьшен или даже снят, если ребенку объяснить необходимость этого процесса, пользу от лекарства, благодаря которому он станет здоров. Можно предложить малышу поиграть в доктора и самому попробовать сделать «укол» – мишке или кукле и показать, что они мужественно переносят это и сам ребенок должен воспринять это действие так же спокойно.
Во всех случаях основным принципом должно быть постепенное и последовательное нарастание трудности в преодолении страхов. Никогда не нужно запугивать ребенка – это важное правило борьбы со страхами. И совсем недопустимо для взрослых проявлять свои слабости в присутствии детей.
Ночные страхи могут быть связаны с кошмарными сновидениями. Для их устранения, кроме нормализации обстановки в семье необходимо создать более или менее спокойные условия для засыпания, совершить прогулку перед сном. Комната, где спит ребенок, должна быть проветрена; лучше спать с открытой форточкой или окном, в зависимости от времени года. последние полчаса перед сном дети должны провести в спокойной обстановке, без эмоциональных игр и чтения «страшных» сказок или историй. Возникновению «кошмарных» снов способствуют впечатляющие передачи по телевизору; драматические ситуации, борьба, стрельба, убийства и др.
Вследствие повышенной впечатлительности и ранимости детей увиденное ими фиксируется и затем отражается в сновидениях. Ребенок не должен закутываться одеялом, т.к. впоследствии при резком непроизвольном освобождении ночью от одеяла могу возникнуть ощущения падения в пропасть, колодец или яму. Необходимо засыпать с распрямленными ногами, т.к. при засыпании «калачиком» ночью при распрямлении ног могут возникнуть сновидения – когда ребенок не может убежать, сдвинуться с места, в то время, как ему угрожает опасность.
При переполненном желудке, т.е. при позднем ужине, часто возникают «тяжелые» сны. При затруднении дыхания (душное помещение), при нагрузке на сердечно-сосудистую систему (тонизирующие напитки, положение в постели на левом боку и др.) возможны сновидения, связанные с борьбой, удушением. Эти сновидения иногда подобно своеобразным внушениям накладывают свой гнетущий отпечаток на дневную деятельность ребенка. Не следует приучать детей засыпать в абсолютной тишине. Уже с первых дней жизни ребенок должен привыкать засыпать при негромком разговоре взрослых, при негромкой музыке (спокойной), при неярком свете и т.д., что является одной из форм предотвращения страхов.
Следует ставить меньше несущественных, нереальных запретов, поощрять признаки активности ребенка, развивать чувство так называемого преодоления воображаемой опасности. Необходимо постепенно формировать у ребенка необходимую степень психической закалки.
Источник : psylist.net