БЫТЬ МАМОЙ МАЛЬЧИКА ( взгляд одного человека)

Я мама мальчика. Помимо родного у меня есть еще два крестных сына.

Мальчишек люблю очень. Мне с ними намного интересней, чем с девочками (допускаю, что до тех пор, пока не родила девочку). Но есть одна сложность: из мальчика нужно вырастить мужчину. Не по половому признаку, а по сути. Я очень хочу, чтобы лет через 20 я бы стояла рядом со своим взрослым сыном и пузырилась от гордости. И чтобы за него было спокойно. Задача интересная, но сложная, а в современных реалиях зачастую невыполнимая.

Многие мои ровесницы жалуются, мол, в нашем поколении почти не осталось настоящих мужчин — сплошь инфантильные, за свои поступки не отвечают, ответственность ни за что брать не хотят. И кого только свекрови растили? Нам теперь расхлебывать! Но у меня такое чувство, что жены наших сыновей предъявят нам ничуть не меньше претензий. А то и больше.

Сразу скажу: я не знаю, как правильно. Ежедневно я набиваю внушительных размеров шишки, встаю на одни и те же грабли, которыми усеян путь «воспитания мужчины». Моих ошибок не перечесть. Но я продолжаю пытаться. И текст этот родился из желания поделиться своими мыслями и опытом, родившимися в процессе многочисленных «попыток».

Не стоит опекать чрезмерно

Первая ошибка, на которой я себя поймала, — гиперопека. «Не бегай!», «Не лезь туда!», «Куда так высоко?!», «Упадешь!», «Ударишься!». А ведь, по большому счету, мальчик должен бегать, прыгать, лазить высоко и не очень, падать, получать синяки и ссадины. Так было испокон веков. Такова их мужская сущность, они так развиваются, становятся более сильными, крепкими и ловкими. А мы зачастую (я уж точно) растим кисейных барышень, которые смиренно лепят куличики в песочнице.

Кстати, как-то со мной в этой самой песочнице оказался папа с сыном. Его пятилетний мальчуган вытворял такие кульбиты на горке, что у меня замирало сердце. Папа же взирал на это совершенно спокойно и невозмутимо. Потом, видимо, заметил ужас в моих глазах и пояснил: «Все нормально. Это пацан. Чем больше мы их опекаем, тем больше они деградируют». А ведь я только недавно отучила себя стоять возле горки-лесенки, на которую карабкается сын, и держать наготове руки, чтоб поймать. Оказалось, что он уже давно не младенец, в нем достаточно силен инстинкт самосохранения, и он прекрасно справляется с качелями, каруселями, горками разной степени сложности и прочими спортивными снарядами. Это открытие настигло меня, когда я научилась-таки сидеть на лавочке во время прогулки, а не бегать за ним, поминутно охая: «Аккуратно!», «Осторожно!», «Ты вспотеешь и заболеешь!».

Еще помню, как после месяца занятий хоккеем сын придумал себе развлечение: с силой отталкиваться от одного бортика и, разогнавшись, врезаться в другой. Его восторг при этом было не описать словами! Кошмар, да? Вот и я стояла рядом, стиснув зубы, натужно улыбалась и повторяла про себя: «Он в защите, ему не больно, у него шлем, ему не больно, у него панцирь, налокотники и щетки». И ведь правда — не больно (ну не мазохист же он, в конце концов). Но как же сложно научиться понимать и принимать эти мальчишеские «шалости», которые, конечно, у него совсем другие, чем были у меня, девочки, в мои 6 лет.

А жить когда?

Еще одна вещь наводит на меня тоску. Каждый вечер наблюдаю, как в нашем дворе мальчишки 10-16 лет сидят на лавочках, уткнувшись в смартфоны. И только человек пять гоняют в футбол, и то те, кто помладше. Наверное, когда сын сидит тихо на лавочке, это удобно и спокойно, но правильно ли это? А когда же драться, хулиганить, выяснять отношения? Когда учиться отстаивать свое мнение и завоевывать авторитет, да и просто физически развиваться, а не портить глаза и растить горб на спине?

Современные мальчики не играют в прятки и казаки-разбойники и вообще мало играют в подвижные игры. Гулять во дворе самостоятельно отпускают не каждого. Я где-то прочитала, что раздельное обучение мальчиков и девочек в школе раньше проводили не только целомудрия ради, но и потому, что в одном и том же возрасте у них разные потребности. Парень с 8 до 14 лет должен носиться и двигаться, набивать шишки и учиться стоять за себя, а не сидеть смирно за партой. Физиология не та. У девочек — наоборот. Где все это у современных пацанов?

Ни в коем случае не призываю к тому, чтобы мальчики ломали руки-ноги и разбивали друг другу носы. Но, наверное, надо находить для них какие-то занятия, где они бы выплескивали нерастраченную энергию. В современном мире мальчики и так лишены слишком многого — чуть ли не до 10 класса их возят в школу родители. Потому что большинство учатся и живут в разных районах, потому что движение такое, что отпустить страшно, а в метро еще страшнее. Увы, это реалии нашей жизни. И 14-летний детина не провожает девочку до дома, не несет ее портфель. Потому что его портфель вместе с ним самим из школы домой везет папа на машине. Видите, нынешним девочкам приходится хуже, чем нам!

Волшебное слово «надо»

Еще я убеждена, что очень важно научить мальчика слову «надо». Папа моей подруги, главврач, в 90-е годы оказался без работы. И, недолго думая, пошел в таксисты. Потому что надо было кормить семью. Потому что «надо».

Муж другой моей подруги уже в наше время три года сидит дома. У них ребенок-инвалид. За ним ухаживает бабушка, потому что подруга вынуждена работать. Зарплата у нее копеечная, хватает только на еду. А муж, который до 35 лет занимал только руководящие посты, не может теперь пойти работать рядовым сотрудником. Статус не тот. Да и вообще: он не привык делать что-то, что ему не нравится. Он может работать только там, где интересно, хорошо платят и ценят его. Какой там менеджер! Уж про таксиста и заикаться нечего. И вот уже три года ищет работу мечты. Для него нет слова «надо». И, по-видимому, не было его и в детстве.

Сейчас так много увеселений, к месту и не очень. Плодятся бесконечные развивающие и обучающие занятия в форме игры. Для пятилетнего это еще нормально, но по мере взросления ребенок должен понимать, что есть вещи не очень интересные, но их тоже нужно делать (например, домашнее задание по нелюбимому предмету). Мужчине важно уметь что-то делать и вопреки собственному желанию, особенно ради своей семьи. Например, иногда вставать по ночам, чтобы укачать расплакавшегося младенца, давая отдохнуть уставшей жене.

В нашей спортивной школе есть одна очень активная молодая бабушка. Внука привозит. Внук — самый маленький из команды, и один из лучших. Как-то одна мама пожаловалась ей: «Это же так скучно — выполнять монотонные упражнения. Почему бы не делать все в форме игры?». Бабушка на это возразила: «Они в конце тренировки играют». Мама не унималась: «Этого мало. Они устают от однообразия. Их надо заинтересовать…». Тут бабушка вспыхнула: «Знаете что! Эти ваши «интересно», «увлечь», «развлечь» — это все в кружке вышивания или студии пения. А здесь парни и спорт. «Упал – отжался» — такой должен быть принцип, если хотите мужика вырастить».

Возможно, перебор. Но доля истины в ее словах есть. Мы ждем, что тренер (не аниматор!) в спортивной секции будет плясать вокруг наших детей с бубнами, чтобы их увлечь. А как мальчик научится дисциплине, преодолению себя, своей лени, своих слабостей и страхов? Нет, я не призываю муштровать их с утра до ночи и ставить на горох. Все хорошо в меру. Что, кстати, отлично показано в фильме «Офицеры». Помните, как там бабушка с дедушкой воспитывали внука Ваню? Он рос в военном училище. В одной из сцен дед-генерал, сторонник жесткой дисциплины, отчитывал бабушку за «бабские нежности»: она дала внуку деньги на поход в зоопарк, тот пошел смотреть на бегемота и опоздал из увольнения. Бабушка мягко стояла на своем:

— Не ворчи. Я рада, что из Вани вырастет не солдафон, а человек, способный ценить прекрасное.

— Бегемота, например?!

— Представь себе, и бегемота тоже…

В будущем Ваня будет приставлен к званию майора досрочно. Школа деда не прошла зря. Но и «ценить бегемота» он тоже научился, и это очень нужный навык для мальчика. Уметь сочувствовать, жалеть, понимать слабость других, быть снисходительным (все это ой как пригодится в общении с нами, женщинами!). Именно поэтому я не говорю сыну «мальчики не плачут». Плачут. И чувствуют. И им бывает больно. Просто плачут они реже, потому что делают это только по очень серьезному поводу.

Не лениться и спасать мир

Идем дальше — труд. Всех же раздражают мужчины-лентяи, да?

Мой муж вспоминает, что в 6 лет у него было любимое занятие — менять колеса на машине дяди. Естественно, под присмотром и руководством старших, но он в этом возрасте уже знал алгоритм действий и в меру своих сил орудовал отверткой. Вспахать с папой огород? Это даже не обсуждалось.

Мой четырехлетний племянник с восторгом висел на бензокосилке, пока дед приводил в порядок газон на даче. Помогал! А когда однажды дед начал косить без него (ребенок спал), было столько слез! Целая драма! Детям хочется работать, трудиться со взрослыми.

В идеале в поле зрения ребенка должен быть работающий, «рукастый» папа. С кого же еще брать пример? И тут мы сталкиваемся с еще одной сложностью: отцы нынешнего поколения детей работают в офисе. Сын видит, что каждое утро папа уходит на некую «работу». В чем она заключается, маленькому ребенку понять сложно, — весь день дяди и тети нажимают на кнопочки компьютера. А потом, вернувшись домой, папа продолжает нажимать кнопочки уже домашнего компьютера. Не у всех так, конечно. Но у многих.

Понятно, что далеко не каждому в будущем пригодится умение управлять трактором, копать картошку, выпиливать наличники. Современным детям, скорее всего, вообще ничего из этого пригодится. Но дело не только в умении пилить доски, а в том, что они наверняка теряют что-то для своего развития, для кругозора, из их жизни стирается целый важный этап. Я для себя нашла пока только одно решение — дача. Там можно полить грядки, помочь собрать листья и траву. Осенью сын с бабушкой и дедом копали морковь. С какой гордостью он привез мне пакет, который полностью собрал сам!

И последнее. Слышала как-то в кафе разговор папы и сына. Папа спросил мальчика: «Ты кем хочешь стать, когда вырастешь?». — «Директором магазина», — ответил ребенок, которому на вид было лет 6-7, не больше. И папа одобрительно закивал.

Даже наши непутевые инфантильные ровесники в его возрасте мечтали стать моряками, летчиками и разведчиками. Ну или стремились подражать разным Рембо и Брюсам Ли. Коммерческая жилка для мужчины — безусловный плюс, но зачем ему это в 6 лет? Где же геройство? Бескорыстное. Чтобы мир спасать?

Мне кажется, лет до 10 каждый мальчик должен пройти некий этап «мечтаний о героическом» — слетать на Марс, покорить Северный полюс, научиться управлять военным истребителем… Стать смелым, умным, решительным, защищать, помогать, наказывать «плохих». Но уж точно не мечтать о должности директора магазина.

Есть у нас знакомый коммерсант, который как-то пытался научить моего ребенка жизни: «Вот смотри, покупаешь айфон по одной цене, потом продаешь по другой и получаешь выгоду!». Наверное, я старомодна, но я не хочу для сына таких мастер-классов сейчас. Всему свое время, и когда оно придет, я сама научу его извлекать выгоду и отправлю зарабатывать. А пока пусть продолжает мучиться выбором, кем же ему стать — «Гагариным» или «ученым-хоккеистом».

Тема воспитания сыновей неисчерпаемая, о многом еще можно поговорить. Хочу добавить только одну мысль, которая пришла мне в голову в процессе написания статьи: наверное, надо видеть в сыновьях не мальчиков, а маленьких мужчин, и с этой позиции выстраивать свои с ними отношения. Возможно, тогда многие вопросы отпадут, а трудности решатся.

Начала внедрять в жизнь. О результатах сообщу.

АВТОР :  ОЛЬГА ЗИНЕНКО

Оцените статью
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x