Межличностные отношения формируют нашу индивидуальность, делают нас причастными к различным эмоциям, развивают наш внутренний мир, переплетаются с нашими желаниями и ожиданиями, неразрывно связаны с выбором, который мы периодически совершаем, они делают свой вклад и в счастье, и в неудачу людей. Способ, при помощи которого мы составляем эти связи и отношения, делают их либо здоровыми, либо болезненными.
Наши отношения зависят не только от внешних событий, но и от внутренних, которые происходят в душе человека и могут быть связаны с умершими людьми. Связь с Личностью Бога есть в душе каждого человека, знает он об этом и хочет этого или нет. И наши взаимоотношения с Богом носят отпечаток наших отношений с людьми.
В книге «Поиски одинокого и запутавшегося человека. Тайна, боль и благословение взаимоотношений» мы поговорим о самых разных видах межличностных связей, которые может иметь человек, и постараемся выяснить, почему взаимоотношения — это одновременно и тайна, и боль, и благословение.
Бог, личность и отношения
Давая определение взаимоотношениям, нужно вначале посмотреть, чем они не являются. Во-первых, межличностные отношения — это не торговый обмен или его подобие. Когда мы идём в банк, чтобы произвести какие-либо финансовые манипуляции, мы общаемся не с личностью другого человека, а, скорее, с социальной ролью, которую тот исполняет. Во-вторых, случайное нахождение с другими людьми в одном и том же месте, например, в транспорте или магазине, также нельзя назвать межличностными связями. В то же время при определённых условиях и эти обезличенные отношения могут превратиться в связь между двумя и более личностями. К примеру, разговор — «исповедь» случайных попутчиков в поезде.
Отношения человека с окружающими выражаются через его поведение, однако, разумеется, не ограничиваются им. Значит, мы не можем утверждать, что полностью узнáем и поймём взаимосвязь двух людей, только лишь изучая и наблюдая их поведение. У двух одинаковых поступков могут оказаться совершенно разные истоки, ведь мотивы людей не одинаковы, и поэтому подоплека поступков далеко не всегда одна и та же.
Поскольку взаимоотношения не соотносятся с поведением человека, связь существует независимо от наших намерений и замыслов. Мы не можем её полностью контролировать. К примеру, вы работаете в офисе восемь часов в день с коллегой и думаете, что ваши взаимоотношения будут официальными и просто вежливыми, но не более того. Однако ваш душевный мир не станет вас спрашивать, и связь уже сформировалась. Она может не иметь никаких особенных внешних проявлений. Взаимоотношения — это, прежде всего, внутреннее событие, которое впоследствии способно проявиться внешне, в поведении: языке тела, тоне голоса, взглядах и прочем.
Отношения тесно связаны с понятием личности, связь (или контакт) — это выражение личности. Личность —это определение человека. Человек призван действовать как лицо, личность, потому что создан по образу и подобию Бога-Личности. Таким образом о межличностных отношениях можно говорить только тогда, когда есть личности, то есть человек и существа выше его. Бог и ангелы — это тоже личности. Между животными нет межличностных связей, поскольку они не созданы как личности. В отношениях между ними отсутствует свобода, их поведение управляется инстинктами, в то время как люди наделены даром свободы.
Итак, давайте представим себе цепочку «личность — связь — поведение — связь — личность». Одна личность завязывает отношения с другими личностями, эта связь выражается через их поведение, хотя и не полностью. Поведение влияет на взаимоотношения, которые, в свою очередь, формируют личность. Таким образом, происходит постоянное развитие личности, её «восхождение по спирали».
Личность человека создана «по образу и подобию Божию», о чём рассказывает нам Священное Писание. Согласно отцам Церкви, «по образу» — это начало, отправная точка, фундамент, а «по подобию» -—конечный результат, то, чем должна в итоге стать человеческая личность по замыслу Творца. Всё, что мы получили от Господа, необходимо развивать, чтобы стать подобными Богу, а это и есть Царствие Божие. Значит, человек как личность и образ Божий сотворён для Царствия Божия, в Нём оправдание и вершина отношений основанных на любви, ибо там царствует Любовь. И именно поэтому не может существовать «личный Рай».
К сожалению, все эти рассуждения на словах выглядят идеальными, но память напоминает нам, насколько тяжёл подвиг выстраивания здоровых межличностных отношений. Посмотрите, что делается во взаимоотношениях между людьми, особенно это касается супружеских пар. Люди страдают в браке, у них не складываются отношения с их детьми и родителями. Недопонимание постоянно происходит и между друзьями. Связи между близкими людьми всё легче разрушить и сложнее построить.
В романе Достоевского «Братья Карамазовы» одна женщина пришла к старцу Зосиме и пожаловалась: «Старец, я люблю весь мир, сердце моё готово разорваться от любви к людям, но не могу выдержать присутствие какого-нибудь человека в одной комнате со мной больше, чем на десять минут, потому что меня всё в нём начинает раздражать». Многие люди рассуждают подобным образом. Вопрос в том, что или кого именно любит тот, кто утверждает, будто любит весь мир? Любит образ, идею, которую создал в своих мыслях по поводу человечества? Любит отвлечённое понятие «человек»? Но люди — это реальный факт, а не отвлечённое понятие, поэтому имеет смысл лишь любовь к конкретным людям.
Каждый человек — загадка, которую невозможно до конца разгадать. Во взаимоотношениях встречаются друг с другом две загадки, поэтому вполне естественно, что трудностей не избежать. Но есть и другая, болезненная, сторона. Нередко мы неправильно, незрело общаемся и соприкасаемся друг с другом, что запутывает и усложняет отношения. Классический пример — влюблённость, которая может быть очень сильной, но практически всегда сопровождается разными фантазиями, иллюзиями и самообольщением. В основном, кризис супружеских взаимоотношений через несколько лет после свадьбы происходит в тот момент, когда эти фантазии разрушаются, и супруги предстают друг перед другом такими, какие они есть на самом деле…
Связь с личностью другого человека существует и после его смерти. Речь идёт не только о духовной связи, когда душа этого человека может молиться за нас, а мы — за неё, но и о межличностной связи на психологическом уровне, при посредничестве воображения.
В целом, воображение играет значительную, но двойственную роль в развитии межличностных взаимоотношений. С одной стороны, наша фантазия может создать иллюзии об ином человеке и повредить отношениям с ним, а с другой, невозможно построить взаимоотношения без участия воображения! Главное — не дать своим иллюзиям поработить себя.
Помимо межличностных отношений существует и связь человека с самим собой. У человека есть возможность сохранять и анализировать свои представления о себе, которые иногда будто начинают диалог друг с другом. Корни этого феномена кроются в знаменитой «Исповеди» блаженного Августина, однако наиболее значимым и повсеместным он стал в новейшие времена, то есть в последние три века.
Сегодня и от маленьких детей можно услышать — «не знаю, что со мной происходит» или «я говорю самому себе». В наших современниках с раннего детства воспитывается способность к самонаблюдению и самоанализу. В наше время это стало явлением культуры.
Выстраиванию здоровых межличностных отношений мешает, прежде всего, наш эгоизм, то есть невозможность или неумение видеть и принимать другого человека. Есть родители, которые утверждают, что с готовностью отдали бы почку своему ребёнку в случае необходимости, но если их попросишь в чём-то изменить поведение, чтобы не ругаться с ним и не навредить ему, то они не могут или не хотят это сделать.
Ещё один пример — некоторые миряне оказывают большую помощь Церкви и своему приходу как добровольцы, но, к сожалению, нередко дома, в семье у них множество проблем, которые они сознательно не желают решать, предпочитая уставать и «приносить себя в жертву» своему приходу… Самое главное — это личный крест, который несёт каждый из нас, а людям свойственно избегать своего креста. Понятно, что, насколько человек уменьшает свой эгоизм, настолько более здоровыми становятся его отношения с Богом и людьми.
Одна мать как-то раз сказала мне: «Я говорю своему сыну, который не хочет заниматься и ленится — мол, лично мне ничего от тебя не надо, и никогда я для себя ничего у тебя не просила, а единственное, о чём я прошу, — чтобы ты был внимательным на уроках и прилежно занимался». Выглядит замечательно, но эта мама совсем не осознаёт, почему её ребёнок не хочет заниматься. Она находится где-то очень далеко от его внутреннего мира, становится отчуждённой и не даёт себе труд понять, какие волнения тревожат её сына, чём занята его голова, когда он садится за уроки. Единственное, чего она хочет, — чтобы он приносил ей хорошие отметки. Общение — это встреча с другим человеком там, где находится он, а не мы. В сущности, именно это сделал Христос, Который спустился к грешному человеку и спас его, а не потребовал, чтобы тот пришёл к Нему на Небо.
Источник: http://www.matrony.ru/