image

 

 

29 февраля. За что Касьяну приписали косоглазие, скупость и зловредность? Общеизвестно, что 29 февраля – «лишний день» в високосном году, в народной традиции слывёт недобрым и даже бедственным. В старину в эту дату мало того, что не работали, так ещё и спали до обеда, и даже из дому старались не выходить. Не разрешались свадьбы и считалось нежелательным рождение ребёнка. А всё потому, что звался день Касьяновым – по имени злого якобы святого Касьяна, который «на что ни взглянет – всё вянет». И закрепили за ним разные прозвища, да все сплошь недобрые: Завистливый, Скупой, Злопамятный, Грозный, Тяжёлый, Немилостивый и т.п. Говорили: «Пришёл Касьян, пошёл хромать да на свой лад всё ломать». А на самом деле святой, который почитается Православной церковью 29 февраля (а в невисокосные годы – 28-го) – Иоанн Кассиан Римлянин, или Иоанн Массалийский (ок. 360 – 435 гг.), прожил жизнь праведную, был не только достопорядочным монахом, но и одним из основателей монашества в Галлии, а также известным богословом.

При жизни он несколько лет изучал монашеские устои в Египте и Палестине, затем стал учеником святителя Иоанна Златоуста, из рук которого принял чин дьякона и которого пытался позднее защитить от гонений. Поселившись позднее в Марселе, основал мужской и женский монастыри, проповедуя аскетические восточные христианские практики. Однако при этом утверждал: «Крайности равно вредны – и излишество поста, и пресыщение чрева. Знаем мы некоторых, которые, не быв побеждены чревоугодием, низложены были безмерным постом и впали в ту же страсть чревоугодия по причине слабости, происшедшей от чрезмерного поста. Притом неумеренное воздержание вреднее пресыщения, потому что от последнего, в силу раскаяния, можно перейти к правильному действованию, а от первого нельзя». Как теоретик богословия, преподобный Кассиан оставил значительное литературное наследие: 12 книг «О постановлениях киновий палестинских и египетских»; 24 книги «Собеседований» со знаменитыми египетскими аввами о разных понятиях нравственного христианского учения; труд «О воплощении Христа». В Марселе его почитают и в нынешнее время, хоть католической церковью Кассиан Римлянин не канонизирован, возможно, из-за скрытой полемики с блаженным Августином по вопросу благодати и свободы воли. В частности, он, отмечая склонность Августина к логическим построениям, писал: «… благодать < …> менее всего можно защищать пышными словами и говорливым состязанием, диалектическими силлогизмами и красноречием Цицерона». Как же случилось, что Иоанна Кассиана на Руси признали за злыдня? Дело в том, что в дохристианские времена это был день Вия (Ния – у западных славян) – бога навьего подземного мира и посмертного судьи. По поверью, он лишь раз в четыре года мог являться в мир земной (явь) и при этом выглядел так, как описал Н.В. Гоголь: приземистым, дюжим, косолапым, с тяжёлыми веками до самой земли. В этом кроются корни народного предания о святых Николае Чудотворце и Касьяне, которые, направляясь к Господу, встретили крестьянина с увязшей в грязи повозкой, и Николай её вытащил на дорогу, а Касьян отказался участвовать, опасаясь испачкать ризу и предстать перед Богом в нечистом одеянии. Господь, узнав об этом, похвалил Николая Чудотворца, а Касьяна наказал урезанием регулярности именин до одного раза в четырёхлетие. Вий также связан с сезонной смертью природы во время зимы. Позднее, но всё ещё до христианизации Руси, 29 февраля стали называть днём Костея/Кощея (Кощного бога, Чернобога) с теми же полномочиями, что были у Вия. Предполагалось, что он кочергами ворошит угли в пекле, чтобы из них родилась новая жизнь. А ведь на следующий день – 1 марта – наступал Новый год, праздник Ярилы, начала весны и победы жизни над смертью. И накануне подземные силы, как водится, бушевали, чуя близость поражения. Так что к преподобному Кассиану у наших предков никаких претензий не было, а имя его слилось с более ранними верованиями исключительно в силу созвучия имен Касьян – Костей/Кощей.

Автор: Валентина Пономарева
Источник: http://shkolazhizni.ru/



Комментарии:

Оставьте свой отзыв